|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткие указания по подготовке экономического раздела дипломных проектов для студентов СФ МАДИ1. Описание транспортной ситуацииФинансирование дорожного хозяйства осуществляется в основном за счет средств государственного бюджета. Любые государственные расходы должны быть обоснованными и максимально эффективными. Это означает, что суммарные эффекты от реализации проекта должны превышать суммарные расходы на его реализацию. Целью строительства, реконструкции или ремонта автомобильных дорог является улучшение транспортной ситуации в районе тяготения дороги, приводящее к сокращению расходов на автомобильном транспорте. Эффектами от инвестиций в дорожное хозяйство являются: - ликвидация перепробега автомобильного транспорта за счет спрямления трассы или создания нового маршрута движения; - сокращение расхода ГСМ за счет улучшения дорожных условий (увеличения скорости транспортного потока, ровности покрытия, снижения продольных уклонов и т.п.); - экономия рабочего и личного времени пассажиров; - сокращение ущерба от ДТП, их тяжести; - оптимизация хозяйственных связей и т.п. Более подробно об эффектах от инвестиций в дорожное хозяйство см. ВСН 21-83 и мои статьи. Технико-экономическое обоснование дипломного проекта нужно начинать с описания транспортной ситуации в районе тяготения дороги до и после реализации проекта. Основная задача - показать, какие выгоды и преимущества порождает проект. Приблизительная структура: - местоположение проектируемой дороги, административное значение, место в транспортной сети района тяготения, какие объекты и населенные пункты соединяет (будет соединять); - по каким дорогам осуществляется транспортное сообщение в настоящее время (до реализации проекта), их состояние, перепробег по сравнению с проектируемым маршрутом, интенсивность и состав движения; - какие выгоды принесет проект автовладельцам и району тяготения (экономия ГСМ, рабочего и личного времени, решение социальных проблем территории, обеспечение транспортной доступности территории и т.п.) 2. Определение сравнительной эффективности вариантов технических решенийВариантная проработка - один из основных принципов проектирования автомобильных дорог. В реальных условиях производят сравнение вариантов таких важных проектных решений, как план трассы, конструкция дорожной одежды, типы транспортных развязок и т.п. В дипломном проекте необходимо показать понимание методики технико-экономического обоснования на примере дорожной конструкции. Экономическое обоснование проекта должно включать сравнение 3-4 вариантов конструкции дорожной одежды. Выбор варианта осуществляется путем сравнения приведенных (дисконтированных) затрат на устройство, капитальный ремонт (капитальные расходы), средние, текущие ремонты и содержание (текущие расходы) дорожных одежд. Для оценки стоимости устройства дорожных одежд составляют сметы ресурсным методом по ФЕР. Стоимость капитального ремонта и текущие расходы определяют на основании таблицы 19 Приложения 1 ВСН 21-83. Таблица 19Расчетные показатели затрат на капитальный, средний, текущий ремонт и содержание проектируемых автомобильных дорог
Расчетный период одинаковый для всех вариантов конструкции. В качестве расчетного периода выбирают удвоенный срок службы до капитального ремонта наиболее долговечного варианта конструкции. Коэффициент дисконтирования принимаем по учетной ставке ЦБ РФ - в настоящее время 13 %. Инфляция - 10 % в год. Пример расчета xls/rar. Обратите внимание! В примере хорошо видно: несмотря на то, что затраты на строительство первого варианта дорожной конструкции ниже, чем по второму варианту, суммарные приведенные затраты ниже по второму варианту. Следовательно, второй вариант более эффективный. Это связано с большим сроком службы конструкции по второму варианту. Незначительное увеличение первоначальных расходов позволяет впоследствии экономить на ремонтах. При составлении таблицы учтите, что после капитальных ремонтов отсчет межремонтного срока по средним ремонтам следует начинать заново. Учитывая громоздкие размеры расчетной таблицы, в проекте можно привести только параметры расчета и результаты - приведенные затраты за расчетный период по вариантам. Расчетную таблицу можно привести в приложении. Для проверки предоставить таблицу в электронном виде. 3. Оценка общей эффективности проектаДля проектов стоительства и реконструкции автомобильных дорог следует оценить эффекты, порождаемые проектом, и сравнить их с расходами на его реализацию. Учитывая сложность расчетов, необходимость сбора большого количества информации, отсутствие современных методик оценки большого количества эффектов, в учебных целях ограничимся оценкой основного эффекта - сокращения расхода ГСМ в результате ликвидации перепробега и улучшения дорожных условий. Пример расчета экономии ГСМ xls/rar. Общую эффективность проекта оцениваем путем сопоставления приведенных расходов и эффектов. Расчетный период - срок службы дорожной одежды до капитального ремонта. Пример оценки общей эффективности проекта xls/rar. Обратите внимание! 1. В файле примера 2 листа: расчет денежных потоков проекта и интегральные показатели проекта. 2. При расчетном периоде, отличном от расч. периода в примере необходимо изменить количество колонок по годам, заполнить их данными по аналогии с примером, перенастроить формулы суммы в колонке "Всего", а также формулу расчета внутренней нормы рентабельности. Во избежание ошибок прошу приносить на проверку расчеты в электронном виде. Консультации в здании Смоленского СоюздорНИИ по предварительной договоренности. Экономическая эффективность: Шмуйлович Алексей Владимирович Составление смет: Никитина Елена Александровна
|
|